Фанатики театра / Die Spielwutigen

  • Андрес Файель / Andres Veiel
  • 2003
  • Германия
  • 103 мин

Возраст: 12+

Камера наблюдает за четырьмя студентами знаменитого Театрального училища им. Эрнста Буша в Берлине. У молодых людей очень разные биографии, мировоззрение и манера поведения, но всех их объединяет страсть к театру. Они успешно заканчивают училище, и мы видим их первые шаги на профессиональном поприще.

Язык: немецкий
Субтитры: английские

Фильм также находится в каталогах:

ФЕСТИВАЛИ И ПРЕМИИ

  • 2004 54ый Берлинский международный кинофестиваль
    Приз зрителей

    2004 Премия Европейской киноакадемии

    2004 Премия Ассоциации кинокритиков Германии

ПУБЛИКАЦИИ

  • Четверо студентов театрального училища: Констанция, живущая в красивом старинном доме, рассказывает родителям о своей любви к театру. Карина демонстрирует матери с отцом свои актерские таланты у них в парикмахерской. Высокая блондинка Штефани любит театр не меньше, хотя ее мать настроена скептически. Продромос разыгрывает перед родителями, которые отнюдь не в восторге от его выбора, драматическую сцену с пистолетом. Для него...
    Четверо студентов театрального училища: Констанция, живущая в красивом старинном доме, рассказывает родителям о своей любви к театру. Карина демонстрирует матери с отцом свои актерские таланты у них в парикмахерской. Высокая блондинка Штефани любит театр не меньше, хотя ее мать настроена скептически. Продромос разыгрывает перед родителями, которые отнюдь не в восторге от его выбора, драматическую сцену с пистолетом. Для него тоже театр – это всё.

    Все четверо подают документы в очень известное Театральное училище им. Эрнста Буша в Берлине. На вступительных экзаменах проваливается только Штефани. Мы наблюдаем за трудной учебой в Берлине, а также за дальнейшими поисками и актерскими пробами Штефани. В конце концов она снова подает документы в то же училище – и на этот раз поступает. Учатся все с увлечением. Только Продромос ищет собственного пути, испытывает сильное внутреннее сопротивление перед критикой преподавателей и не получает в конце учебного года всех нужных зачетов. Но в конце концов всех четверых допускают к выпускным экзаменам и все четверо их успешно сдают. Теперь выпускники предстают перед директорами театров, съехавшимися в Берлин со всех стран, где говорят по-немецки. Все получают первый ангажемент, только Продромос отказывается от предложенного места и отправляется в Нью-Йорк. Но вскоре он возвращается, чтобы здесь дожидаться главной роли своей жизни.

    Файель, известный документалист, в 1995 г. привлекший к себе внимание фильмом «Оставшиеся в живых» - о трех бывших одноклассниках, покончивших с собой, а в 2000-ом – лентой «Черный ящик ФРГ» об убийстве президента правления Дойче Банка Херхаузена и о гибели террориста при задержании, теперь представил публике фильм-исследование, прослеживающее жизнь четырех студентов театрального училища на протяжении семи лет. Ему повезло – выбранные им четверо молодых людей успешно закончили обучение. Двое – молодой человек и Штефани – были достаточно проблематичны, но именно поэтому особенно интересны. Разумеется, следить за этой четверкой несколько лет подряд было непросто. Ведь во время учебы бывали, конечно, и периоды пустой траты времени; к тому же иногда и преподаватели театрального училища более или менее тонкими методами стремились отгородиться от вмешательства кинокамеры, как рассказал режиссер в одном из интервью. И, конечно, он не только снимал происходящее, но порой и инсценировал. Это относится к сценам с родителями в начале фильма; с Продромосом, который охотно выступает перед камерой, Файель разыграл сцену в ломбарде. Но подлинный интерес режиссера, как и основной зрительский интерес к фильму, направлен на подробную документальную хронику жизни студентов, на ход учения со всеми его взлетами и падениями. Файель подчеркнул в одном из интервью, что его больше всего занимают ступени развития. И здесь, по его словам, он наблюдал за людьми, которые выбрали окутанную мифами профессию актера – как они обтесываются, наталкиваются на сложившиеся структуры, что остается от их мечтаний, а главное, что делает с ними школа. Поэтому и для зрителя самое интересное – как студенты справляются со своими сомнениями и неуверенностью в себе. И в этом процессе зерно постепенно отделяется от плевел.

    Констанция, такая же энтузиастка театра, как и остальные, чувствует за собой поддержку со стороны родителей, не тратит сил на сопротивление школе и, судя по всему, без труда справляется с муштрой, неизбежной в процессе обучения. Уже в конце первого курса мы слышим удовлетворение в ее высказываниях, а перед выпускными экзаменами, после того, как мы видели ее в главной роли Атоссы в «Персах» Эсхила. девушка прямо говорит: «Я вижу конечную цель». О неуверенности в себе нет и речи. Что же удивительного, что после окончания училища она получает актерский ангажемент в Дюссельдорфе, одновременно преподает и готовит свою первую режиссерскую работу. Видимо, это и есть «царский путь»?

    Зато биография Продромоса с ее чередованием успехов и неудач – полнейшая противоположность этой прямой дороге. Для домашнего выступления перед родителями, а также для пробы на вступительных экзаменах юноша выбрал героя фильма Скорчезе «Таксист» - человека, пытающегося пробивать стену головой. Он непременно хочет идти своим путем и с трудом выносит критику со стороны преподавателей. Мы не знаем, почему он завалил экзамены в конце первого курса – из-за недостаточных знаний или из-за своей строптивости. Заметно, во всяком случае, что Файелю он кажется более интересной личностью, чем остальные, и более противоречивой. А тут еще его странный отъезд в Нью-Йорк по окончании училища. Самоуверенный мальчик надеется покорить тамошний театральный мир и не замечает, как потешаются над ним две американские дамы-импресарио. Разумеется, он без всяких лавров возвращается в Германию и ждет здесь главной роли своей жизни. Было бы интересно знать, сколько постановочного элемента в американском эпизоде.

    И, наконец, Штефани, которая до Берлина пыталась поступать в другие училища, и в Берлине первый раз тоже проваливается – это своеобразное сочетание девичьей мягкости и неукротимого стремления к театру, несмотря на всю неуверенность в себе и несчастный случай, который отбрасывает ее на много месяцев назад. Поэтому мы совсем не удивляемся, когда узнаем в конце, что она после выпускных экзаменов уже сыграла в Касселе несколько главных ролей, но намерена через какое-то время уехать в Израиль. Дело в том, что она вышла замуж за молодого израильтянина, с которым познакомилась в Берлине. Она непременно приедет к нему, потому что он в нее твердо верит. Долгосрочное наблюдение за четырьмя различными характерами принесло свои плоды. Получилось не глубокомысленное копание в психологических тонкостях и не скучное социологическое исследование надежд и разочарований актерской профессии. Файель потратил много труда и времени, чтобы отобрать именно тех студентов, которые ему нужны, с их порой непростыми характерами, и сохранять с ними контакт, порой вопреки недовольству их окружения. Разумеется, отношение четырех студентов к Файелю за время работы над фильмом также менялось. Но режиссер (и его герои) не отступились от задуманного. Непохоже, чтобы Файель в своей картине приукрашивал или искусственно драматизировал реальность. Молодые люди со своими противоречиями выглядят очень убедительно. Поэтому фильм смотрится увлекательно, как художественный, и вполне заслуженно получил приз зрительских симпатий на Берлинале 2004 г.

    Ульрих фон Тюна

ПАРТНЕРЫ

Материалы предоставлены Немецким культурным центром им. Гете

Яндекс.Метрика