Тот, кто с песней

Герой фильма — Никифор Ляпис наших дней. Чудаковатый композитор-песенник разъезжает по городам и весям и предлагает разным предприятиям по сходной цене один и тот же производственный гимн, предназначенный для исполнения на торжественных заседаниях по случаю всевозможных юбилеев. Этот странный и наивный человек, не теряя индивидуальных черт документального персонажа, превращается автором в гротескную метафору советской цивилизации, исповедующей культ абсурдного ритуала.

Фильм также находится в каталогах:

ФЕСТИВАЛИ И ПРЕМИИ

  • 1988 ВКФ неигрового кино в Свердловске 
    Специальный приз жюри киноклубов 

    1989 ВКФ документальных фильмов в Волгодонске 

ПУБЛИКАЦИИ

  • В истории нашего документального кино есть множество прекрасных фильмов — мудрых, интересных, философских, социально-значимых и т. д. Но есть особая категория. Я бы назвала их душевными. Сейчас это встречается не часто. Наверное, не то время. Конкуренция, деньги, необходимость добывать хоть какую-то работу. Вести задушевную беседу даже с друзьями совесть не позволяет. Что скажешь то? Хочешь не хочешь, а скатишься на жалобный мотивчик, что денег на кино нет, и где взять — не понятно. Унизительное положение для профессионала. Двадцать ...

    В истории нашего документального кино есть множество прекрасных фильмов — мудрых, интересных, философских, социально-значимых и т. д. Но есть особая категория. Я бы назвала их душевными. Сейчас это встречается не часто. Наверное, не то время. Конкуренция, деньги, необходимость добывать хоть какую-то работу. Вести задушевную беседу даже с друзьями совесть не позволяет. Что скажешь то? Хочешь не хочешь, а скатишься на жалобный мотивчик, что денег на кино нет, и где взять — не понятно. Унизительное положение для профессионала.

    Двадцать с лишним лет назад, в 1988 году, на Свердловской киностудии был снят фильм «Тот, кто с песней» (автор сценария В. Хайдаров, режиссер В. Тарик). Фильм относится к редкому и замечательному жанру документальной комедии.

    И кино это как раз из разряда душевных. Потому что проблемой нас не грузят, а относятся к ней с юмором. Герой фильма всю жизнь протрудился на каком-то заводе, а на старости лет его осенила гениальная идея сочинять песни для предприятий. Он прочитал, что вышло постановление ЦК об улучшении идеологической работы и решил, что сможет подработать, предлагая песни директорам заводов. Как ни странно, дело пошло весьма успешно. Вскоре его песни стали звучать из репродукторов на территориях заводов, исполняться по радио, распространяться на пластинках в качестве подарков пенсионерам и молодым специалистам. По всей стране — песни Евгения Шикунова. А на самом деле одна и та же песня с небольшими вариациями... Герой не разбирается в музыке до такой степени, что сам не понимает, что делает что-то не так. Народу-то нравится. «Композитор» оставил постоянную работу, так как зарабатывать стал весьма неплохо, в отличие от композиторов — профессионалов. А профессионалы, с его точки зрения, сами виноваты, что без работы сидят — плохо сочиняют.

    В конце фильма герой предлагает съемочной группе создать при студии музыкальный кооператив. И вот авторы фильма собирают всех сотрудников «Творческого объединения хроникально-документальных фильмов» и хором затягивают все на тот же популярный мотивчик:

    «В самом центре рабочего края,
    Киностудия наша стоит,
    Здесь шедевры она выпускает,
    Коллектив на весь мир знаменит...
    И в кино нашем платят немного,
    А ведь мы своих дел мастера,

    Операторы, звукооператоры,
    Режиссеры, администраторы,
    Монтажницы и редакторы,
    Все работаем здесь 1000 лет»...

    С момента создания фильма воды утекло много. Давно уже нет на свете такого творческого объединения, Свердловская киностудия занимается совершенно другими вещами, а ситуация стала только острее.
    Из репродукторов (они же — телеэкраны) звучит один и тот же миленький заезженный мотивчик, с неначительными вариациями, в программе телепередач он называется «документальный фильм». Фильмы профессионалов никто не видит и не знает (в точности, как сочинения профессиональных членов Союза Композиторов из «Того, кто с песней»). Не далек тот час, когда придется и снимать и показывать за свой счет. Вот только где этот счет взять?!

    В завершение, пара слов о судьбе фильма «Тот, кто с песней». Он был снят в начале перестройки. Фестивалей в то время было не много, режиссеры собственным пиаром заниматься еще не научились, и особо прославиться и получить все заслуженные призы этому прекрасно сделанному фильму не довелось. Но профессионалы и ценители знают, что этот фильм — шедевр и классика отечественного документального кино. И спорить с этим мнением не приходится, так как оно абсолютно справедливо.

    Мария Волчанская для prodocumentary.org

ПАРТНЕРЫ


                         


Яндекс.Метрика